Бреду по заснеженной дороге домой. В моих мечтах я закутываюсь в теплый плед, беру чашку горячего чая и замираю где-то между книжкой и любимым сериалом — оттаивая и расслабляясь после рабочего дня. Но нет, вместо этого меня ждет коктейль из русского языка, математики, окружающего мира за третий класс в равной пропорции с воплями, валерианкой и саднящим чувством вины. Смешать, но не взбалтывать. Иначе взорвется. Почему мне так мучительно делать уроки с любимым ребенком и есть ли выход из этого тупика?
Мне не хочется делать уроки с ребенком. Со мной что-то не так?
Приходится смириться с неизбежным — уроки с ребёнком делать трудно, неприятно, иногда невыносимо. В какие-то моменты это сильно напоминает ад. Выдохнем, господа: то, что родителю не удается сделать уроки спокойно и в полной гармонии с собой и своим ребенком, — нормально.
Почему же так трудно?
Причин масса, и в каждом конкретном случае может быть как одна, так и целый комплекс.
Жару поддают и дети.
Кроме причин, лежащих на поверхности, есть фоновые процессы, которые существенно отягощают и без того нелегкое дело совместного приготовления уроков.
Все эти факторы подпитывают внутренний конфликт: откровенно говоря, уроки с ребенком я делать не хочу, но обстоятельства меня заставляют, социум и учитель требуют, я не могу отпустить ситуацию, а потому сильно злюсь.
Так надо или не надо делать уроки с ребенком?
Один из рабочих советов психологов: не вмешивайтесь, либо делайте это, но очень органично, ювелирно.
Легко сказать!
Представим идеальную ситуацию: в школу идет подготовленный по разным параметрам ребенок. Это означает, что он
Такому подготовленному к школе ребенку помощь в домашнем задании не нужна. В течение 2-3-х месяцев он сориентируется, и если возникнут трудности в учебе, сам подойдет за помощью к старшим. Может пригодиться лишь незначительная поддержка.
В реальности же большой процент детей не готовы к школе, не оттого, что они плохие, а потому что развитие идет у всех по-разному и в разные сроки. И тогда требуется бóльшая включенность родителя в процесс.
Аглая Датешидзе объясняет: «Я не сторонник фанатизма, не вижу смысла разделять на белое и черное. Важно исходить из ситуации. Возможно, в какой-то момент у ребенка сложности, и нужно посидеть вместе и помочь подготовить уроки, но только затем, чтобы научить опираться на себя и затем отпустить. Если же сложности возникают системно, то возникает вопрос: «Зачем нам эта ситуация, которая втягивает всю семью в процесс, насколько мы как родители хотим быть втянутыми в бесконечный процесс приготовления уроков и правильно ли мы рассчитали силы, выбирая школу?»».
Наталья Лобанова утверждает: «Задача родителей — занять поддерживающую позицию, а не спасающую и не контролирующую, но с учетом способностей ребенка. Важно увидеть эти особенности ребенка, понять тонкие и слабые места, чтобы поддержать там, где требуется, но не учиться вместо. Если вы поймали себя или кого-то из окружающих на фразах «Я пошла в 1 класс», «Нам задали», «Уроки мы приготовили», то это звоночек — родитель берет ответственность за ребенка».
Ирина Млодик предостерегает: «Не создавайте ситуацию, в которой хотя бы на время ребенок теряет родителя и получает раздраженного учителя в одной взрослой фигуре. Редкий родитель может сохранять спокойствие, видя, как ребенок ошибается или «тупит», а попросту сопротивляется родительскому давлению. Ребенок так и будет сопротивляться, пока не поймет, что уроки — это его дело, и оценки — естественные последствия того, как он справлялся с заданием. Соревнующийся не понятно с кем родитель, который хочет отличных оценок (не понятно кому при этом поставленных), отнимает у ребенка организаторскую функцию подготовки домашних заданий. Как только родитель забирает функцию управления и контроля себе, ее теряет ребенок».
Как добиться самостоятельного приготовления уроков?
Вопрос по степени накала сходный с мемом «Есть ли жизнь на Марсе?». И если на последний ответа пока нет, то с уроками вопрос обстоит менее драматично. Не верится?
Ирина Млодик: «Задача в первом классе — научить ребенка учиться. Первоклассник способен взять на себя сбор портфеля и выполнение своих заданий, за исключением сложных проектов, в которых нужна родительская помощь. Ребенок, до школы привыкший к контролю со стороны родителя, не будет и позднее уметь сам себя контролировать и самостоятельно организовывать свою работу. Поэтому желательно начинать учить ребенка контролировать свой досуг в дошкольном возрасте, чтобы в 1 классе отдавать ему ответственность за приготовление уроков, постепенно увеличивая — от более «легких» до предметов посложнее».
Он же «скатится» на двойки!
Ирина Млодик подтверждает: «Да, возможно, будьте готовы к незначительному снижению успеваемости. Обычно оно значительно менее страшное, чем представляется родителям. Но задача поставлена намного более важная — сделать учебу делом ребенка, а не семейным крестом. Объективные оценки намного весомее тех, что получены родительским усердием».
Наталья Лобанова объясняет: «Школьная программа составлена таким образом, чтобы среднестатистический ребёнок мог с ней справиться. Если же этого не происходит, то нужно задумать и обратиться к специалисту, чтобы выяснить, почему ребенок не справляется».
Аглая Датешидзе рассказывает: «В нынешней системе образования на самом деле все весьма бессистемно, детям не слишком понятно, зачем они это учат, они не мотивированы к этим знаниям. Между тем любому родителю известно, что то, что детям нравится, они делают сами без всяких упрашиваний. Когда ребенок в коллективе, он делает «вместе со всеми», дома же в одиночестве делать ничего не хочется. Идти, конечно, нужно от ребенка, и если ему в школе нравится, там хорошо, то задача родителя найти мотивировку, отыскать аргументы, на которые можно опираться, чтобы легче было делать уроки, например, организовать хорошую привязанность с учителем, и приятные бонусы — например, заниматься вместе с друзьями».
В особо тяжелых случаях рекомендуют не биться в закрытую дверь. Если родитель понимает, что помощь в приготовлении уроков дается ему уж очень сложно, то лучше поискать помощника на эту задачу. Оно того стоит — зачем вам непреодолимое напряжение в отношениях с ребенком?
Есть ли алгоритм?
Одна из задач родителя — обучение тому, как надо учиться, помощь в организации процесса и режима.
— Какой предмет ты собираешься готовить?
— Что тебе для этого понадобится?
— Как ты будешь это делать?
— Какую тетрадь возьмешь?
— Какое задание собираешься делать первым?
— Как ты его понял?
— …
— У меня такой-то вопрос…
— Я ищу на него ответ…
— Я нашел вариант ответа…
— Он работает? — Докажи!
— Если доказал, то переходим к следующему вопросу…
— Если нет, то возвращаемся на позицию «я ищу на него ответ»…
— Итог: я сделал это, я — молодец!
«Мариванна» рулит?
Да, скажут родители, конечно, все эти ваши схемы и алгоритмы разбиваются напрочь, когда дело доходит до реальной жизни. На нас давит «училка Марьиванна», у которой похоже свой личный комплекс отличницы и зашкаливающий перфекционизм, и ей важно, чтобы «домашка» у всех ее учеников была выведена каллиграфическим почерком и без ошибок, что в переводе на человеческий — при полном включении родителей и тотальном контроле.
Бедные мамы и папы! Они оказываются между двух фронтов, где с одной стороны важно поддержать собственного ребенка, а с другой — постараться избежать конфронтации с учителем, который, не ровен час, затроллит ребенка излишне прогрессивных родителей.
Противоядие: задайте себе вопрос: а кто, собственно, пошел учиться в школу и для чего? После полученного ответа логичным будет разговор с учителем. В рамках беседы мама или папа вежливо и спокойно объясняют свою родительскую позицию и предпринимают попытку договориться — вместе найти способы не отбить у ребенка желание учиться. Цель разговора — добиться сотрудничества, сделать из учителя союзника, а не врага, показать ему, что мы, как родители, включены в процесс, не бросили все как есть, видим в учителе эксперта, прислушиваемся к его мнению, но имеем обоснованное мнение по вопросу приготовления уроков. Если педагог все же продолжит настаивать на своей позиции, то родителям остается поддерживать ребенка — «Зато ты добился всего сам!».
Статью подготовила Евгения Геннадьева
опираясь на интервью с экспертами:
Ириной Млодик, Натальей Лобановой,
Аглайей Детишидзе и Аленой Сверба