Капризы, истерики, пассивная агрессия, саботажи, болезни, астения, усталость, явная агрессия… Вы думаете, что у ребенка очередной кризис, а психолог Ирина Млодик утверждает: мы имеем дело с перестимуляцией — серьезной проблемой современного общества.
Оставьте в покое!
Все вокруг оказывает на нас какое-то действие. Мы расслабляемся там, где все предсказуемо, познано, понятно. В тишине мы успокаиваемся. Однако если находиться в такой обстановке достаточно долго, например, у себя дома, не подключая никаких гаджетов и других источников нового, то в какой-то момент мы почувствуем дискомфорт, постепенно перерастающий в скуку и тоску. Долгое отсутствие новых стимулов, возбуждающих наше сознание и органы чувств, из умиротворения и покоя постепенно переносит нас в зону дискомфорта, недовольства, смутного или явного поиска новых впечатлений.
Нащупать баланс
В силу своего человеческого устройства мы нуждаемся в смене покоя и возбуждения, которое дает стимуляция, в чередовании развития и усваивания того нового, что мы узнали. Идеальный баланс между тем и другим найти непросто. А если представить, что это равновесие должно быть особенным для каждого отдельного человека, каждой отдельной психики, то оказывается, создать условия, в которых чередование будет гармоничным, еще сложнее. Не говоря уже о том, что мы меняемся (дети меняются еще динамичнее), и этот баланс должен меняться вместе с нами.
Часто по каким-то отдельным симптомам бывает трудно понять перестимулирован или недостимулирован ваш ребенок. Да что ребенок, я часто встречаюсь с тем, как взрослые люди не осознают, что с ними происходит. Но в наше время все же чаще встречается перестимуляция.
Какие виды перестимуляции встречаются?
Информационная перестимуляция
Родитель ошибочно часто думает, что гаджеты — основные виновники этого процесса. Но часто родитель даже не замечает того, в какой информационной перегрузке живет ребенок, краем уха слушая телевизор, звучащий фоном, или беседы, которые родители ведут на кухне. Тревожные темы — о политике, войнах, катастрофах, зарплатах, убийствах по соседству, запрещении абортов, сексуальной жизни знакомой или соседки — для ребенка пугающие или непонятные, рождают в нем множество вопросов и тревожных фантазий. Что уж тут говорить о «базовой» нагрузке.
В школе и кружках поток информации, обрушивающийся на ребенка за день, может быть огромен, и не каждый ребенок будет способен успевать обрабатывать и усваивать все то, что он слышит и воспринимает.
Конечно, дети разные, и какой-то сангвинически крепкий, сообразительный, с прекрасной способностью к переключению парень будет легко и с удовольствием перерабатывать тучу информации за день, и жаждать еще. Для него недостимуляция главный враг, ибо такие дети совсем плохо переносят скуку, и если их надолго лишить новых стимулов, то они непременно устроят себе какое-нибудь приключение.
А если это легко возбуждающийся холерик, медленный, инертный флегматик или ранимый, со слабым типом нервной системы меланхолик? Им информационно переполниться очень легко. Им на обработку услышанного нужно значительно больше времени.
Эмоциональная перестимуляция
Обычный городской ребенок вовлечен во множество самых разных коммуникаций. Семья, школа, в которой учителя и дети, персонал, кружки, где тоже дети, взрослые. Задумайтесь, сколько разных коммуникаций и отношений вынужден поддерживать ребенок за один день. Даже если он общается не со всеми в коллективе, он не может их не замечать, не ориентироваться на их реакции и мнения.
Часто дети не хотят идти в школу или в секцию не потому, что им не нравится занятие, а потому что они устают от необходимости быть в отношениях с теми людьми.
Ребенок не знает, как об этом сказать, потому что даже не осознает, от чего именно он устал. Родители при этом пребывают в замешательстве и говорят: «Но она же так любит танцы, почему она не хочет на них идти?».
В родительском сознании часто сама коммуникация не считается нагрузочным занятием. Хотя их самих встречи даже с самыми любимыми друзьями могут быстро утомлять, что, конечно же, естественно. Что говорить об отношениях, в которых дети вынуждены находиться, чтобы получать образовательную или иную другую услугу. Тем более, им часто приходится терпеть полное подчинение, неадекватное отношение, несправедливость, унижение, отвержение без права возмутиться или как-то защитить себя. Необходимость перерабатывать столько чувств и реакций, которые у детей, да и у взрослых рождаются в этих контактах, может приводить также к каким угодно симптомам. Часто соматическая болезнь для ребенка, да и для взрослого – это способ «залечь» дома, лишить себя избыточной стимуляции и переработать все то, что уже было, восстановить силы и стать готовым воспринимать дальнейшую перестимуляцию до очередного соматического срыва.
Сексуальная перестимуляция
Эротические переживания у ребенка возникают с самого младенчества, сейчас это известно практически каждой матери.
Если родители сексуализируют свое семейное пространство, то ребенок может быть избыточно перевозбужден сексуально тогда, когда он еще до этого недостаточно дозрел.
Сексуализация происходит, когда родители не прикрывают свою наготу, спят с ребенком в одной супружеской постели, занимаются при нем сексом, отпускают сальные шутки и комментарии, когда ребенок является свидетелем откровенных сексуальных сцен в жизни или на экране, когда родитель целует ребенка в губы или путает нежность со страстью, когда меняет роли, помещая детей на замещающие позиции, и сын становится как бы маминым мужем, «хозяином» в семье, или дочка начинает выполнять роль жены.
Физическая перестимуляция
Городская жизнь, с ее дорогами, пробками, шумом, толпами в метро, ветром, холодом, снегом также может восприниматься нашим организмом как избыточное воздействие. И поэтому многим из нас регулярно так хочется в тишину, покой, одиночество дач или походов. Мы смиряемся с этой избыточностью, но это не означает, что она не переутомляет нас, тем более наших детей. Потому-то у многих детей летом на дачах, где стимуляция достаточна, а не избыточна, проходят многие неприятные симптомы, которые возобновляются осенью по возвращении в город.
Многие дети просто с ума сходят от шума в школе, от беготни и толкотни других детей. Для них еда в огромной школьной столовой — настоящий кошмар, а уж дорога домой в переполненном метро просто чудовищное испытание.
Но вряд ли они смогут об этом рассказать, некоторые просто будут больше болеть и хуже учиться, на что иной родитель реагирует усилением стимуляции — дополнительные занятия, репетиторы и так далее.
«Наденьте кислородную маску сначала на себя…»
Перестимуляция любого рода может рождать множество симптомов, и, к сожалению, плохо опознается самими взрослыми. Если сам родитель не способен отслеживать собственные процессы, опознавать, устал ли он, от чего именно, или ему, возможно, чего-то не хватает, то что говорить о детях. Без помощи старших они тоже не смогут научиться делать это. Родителю, который сам не умеет фокусироваться на том, что происходит с ним самим, и своему ребенку помочь будет трудно. Он будет называть поведение перестимулированного ребенка чем угодно: блажью, ленью, саботажем, не понимая, что тот бессознательно просто выбирает один из способов, чтобы защититься от избыточной перестимуляции. Потому что если от нее не защититься, то сойти с ума очень легко.
Как вы понимаете, нет единого рецепта и ответа на вопрос: «А сколько будет достаточно моему ребенку?»
Шаг 1. Начните с себя. От чего вы устаете? Что вас перевозбуждает? Что вы не успеваете переваривать? И как вы со всем этим обходитесь? Как вы можете изменить вашу жизнь, чтобы восстановить баланс?
Шаг 2. Примите как факт: несмотря на то, что ребенок ваше генетическое продолжение, тем не менее он от вас может качественно отличаться по темпераменту, особенностям нервной системы, структуре характера. Это означает, у него может быть все иначе.
Шаг 3. Вместе с ним учитесь отвечать на вопрос. А как именно он отличается от меня? Как он реагирует на разные стимулы? В чем нуждается его психика? Что он плохо переносит? Как успокаивается? Сколько времени ему нужно, чтобы переварить то, что случилось и начать скучать? Как устроить его жизнь так, чтобы у него было как можно меньше необходимости включать не самые творческие способы в виде болезни для защиты от перестимуляции.
Текст: Ирина Млодик